Кому нужен мёртвый Христос?

           

Пилат отдал мёртвого Христа (Мр.15.42-46). Мёртвый Христос...

Почему правитель отдал Христа, предусмотрительно убедившись в том, что Он мёртв? Неужели так скоро забыл то, как Тот простым заявлением о цели Своего прихода на землю (Ин.18.37-38), заставил его в растерянности задать вопрос: Что есть истина? Неужели забыл сон своей жены о Праведнике Этом? (Мф.27.19) Дело было проще – Христос был мёртв, нечего бояться покойника. Подвластный народ вроде успокоился, всё страшное позади, - так вероятно думал Пилат. В сущности, позади было лишь начало, начало расплаты за совершённый поступок. Церковное предание хранит запись о печальной судьбе правителя Иудеи: вскоре после распятия он был смещён со своего поста и сослан в Галлию за то, что не смог предотвратить возмущение среди иудеев, вызванное бунтом против Христа. Там он до конца своей жизни тщетно пытался отмыть от крови свои руки – ему всё казалось, что на них кровь Праведника, в которой, по его публичному заявлению перед народом он был невиновен.

В Нём не было ни вида ни величия, говорит пророк (Ис.53.2), однако когда пришли взять Христа в саду, то увидев Его, в страхе отступили и пали. Пали, конечно, не потому, что Он внешне выглядел потрясающе страшно или могущественно. Трудно было устоять перед внутренним, непревзойдённым величием, облачённом в типичное одеяние раввина. Таким был реальный Христос! А каким Его сделали люди?

В журнале «Наука и религия» в начале 80-х годов была подготовлена страница, на которой были собраны около 40 икон-изображений Иисуса Христа. Каждый народ изображал Его, похожим на своего соплеменника. Но какой же Он на самом деле, где найти Его подлинный портрет? Много дискуссий ведётся вокруг «туринской плащаницы». Многим хотелось бы признать изображение личности, хранящееся на ней, за портрет Христа. Почему? Склонен видеть в этом естественную потребность современного человека защититься от многих бедствий, неясного будущего. Каким образом? Если плащаницу признают подлинной, то есть за ту, в которую действительно был завёрнут Христос, и которая в силу химических свойств бальзамирующих веществ, употребляемых при захоронении людей того времени способна сберечь образ умершего, значит она хранит аутентичный портрет Спасителя. А если это так, то и сама плащаница, и копии её изображения будут пользоваться повышенным спросом как нечто магическое, отпугивающее злых духов, оберегающее, исцеляющее, утешающее. То есть, сработает присущая человеку склонность к фетишизму, поклонению священным предметам. Смотрите, что происходит сейчас со священными реликвиями? И где уж тут место для живой веры?

Не просматривается ли явно за всеми этими активными движениями эгоистичное желание «набожного христианина» поместить Христа рядом? Видимый Христос рядом (на брелках, наклейках, картинах, иконах)! Давайте попробуем озвучить внутренний монолог в сознании современного человека: «Пусть Христос занимается своим сохраняющим делом, но меня, мою внутренность не трогает, так как это моя святыня. Как считаю нужным, так и живу, а Он пусть меня оберегает такого, какой я есть. К тому же Он мне дал жизнь, без моего желания; вот пусть и охраняет то, что Сам создал». Подобные настроения указывают нам исполнение ложного «пророчества» древнего змея «будете как боги», данное тем, кто выполняет его хитросплетённые «истины».

Почему же реальный Христос такой неудобный в современном мире? Почему страстно хочется сделать Его приемлемым для себя? Почему модернистское богословие прилагает немало усилий, чтобы утончённо хитро «помочь нам отделить реальный портрет Иисуса от мифов (демифологизация Бультмана)»? Почему... почему... почему?

Ответ на все эти вопросы до наивности прост: потому что реальный Христос не имеет ничего общего с греховными стандартами даже образованного, но грешного мира; вспомним Его уверенное заявление: «Вот идёт князь этого, и во мне не имеет ничего (Ин.14.30). Более того, Он не пойдёт ни на какие компромиссы. Осмелюсь выдвинуть предположение: внутреннее удаление от Христа с одной стороны, при понимании того, что без Него нельзя с другой и толкает человека на подобный шаг. Этот шаг страшный – «умерщвление для себя» Христа. А «умерщвлённый» Христос думает и говорит как я, поэтому Его нечего бояться, Он хороший, добрый, современный. Он не против веселья, разврата, на всё смотрит со снисхождением, не судит... Стоп! Христос это или лжехристос? Живой Он или «мёртвый, удобоносимый»?

Живой Христос всегда утверждает существенное различие между Его царством и царством мира греха (Ин.18.36), всегда указывает на борьбу духа и плоти! Он всегда прощает, милует и не судит лишь приходящего к Нему с глубоким сокрушением-раскаянием!

Давайте проведём для себя тест на определение того, какой для меня Христос. Для этого вспомним несколько Его заповедей: вы свет мира, соль земли (Мф.5.13-16), не противься злому (Мф.5.39), любите врагов ваших (Мф.5.44), не разводись, не смотри на женщину с вожделением (Мф.5.27-32), не судите (Мф.7.1) и т.д. Прочтём медленно эти пожелания Учителя и скажем себе: «ты должен повиноваться этому, ведь это слова Иисуса». После этого экзамена обратите внимание на то, как отреагировал ваш внутренний мир на желание в точности исполнить эти поручения? Наличие противления, желания приспособиться будет непосредственно говорить о наличии «своего Христа», т.е. лжехриста.

Так живой ли Христос? Конечно! Верю ли я этому? Моё неверие в живого, библейского, не созданного человеческим воображением Христа не в состоянии аннулировать Его присутствие в современном высокоразвитом мире! Моё неверие в существование какого-либо города (Лондон, Москва, Нью Йорк...) никак не влияет на факт его существования. Мы неумолимо приближаемся ко времени Его пришествия, тогда мы «воззрим на Того, Которого пронзили» (Зах.12.10), тогда возрыдают пред Ним все племена земные. Тогда в попытке доказать свою «верность» Христу многие покажут свои многочисленные дела, которые они делали во имя Бога (Мф.7.21-22). И тогда для таковых прозвучит сокрушающее осуждение: «Я никогда вас не знал» (Мф.7.23), идите к своему лжехристу в огонь вечный. Многое сделанное во имя Христа не заменит реального, живого Христа! Вот там и обнаружится наш самообман; а начинается он сейчас, с малого – с желания жить в своё удовольствие, ведущего к созданию удобоносимого Христа!

Пилат отдал тело мёртвого Христа. Действительно, зачем мёртвый для живых?

А мой Христос живой или мёртвый? И есть ли Он во мне, повинуюсь ли я Ему? Если Он «мёртвый» - откажемся от него, ведь это мною созданный портрет Его. Пойдём искать Его! Не в образах, реликвиях, портретах, ведь Он не материальный! Стоит ли искать живого среди мёртвых?

Александр Копытюк