«Кто это говорит: и то бывает, чему Господь не повелел быть» - Плач И. 3.37.

Невозможно дважды войти в одну и ту же реку, - выразился один древнегреческий мудрец. Все течет и меняется... Все ли? Если все меняется, то не верим ли мы сегодня тому, что уже изменилось? И если это так, то мы люди вчерашнего дня.

Фактор изменяемости не может быть применим к Всевышнему Богу и Его божественным ценностям.

Человеческие же ценности подвержены изменяемости. А Бог не человек!

А что божественного и человеческого присутствует в баптизме, который отмечает в этом году свой 400-летний юбилей? Оставим в стороне детальный исторический анализ, а сосредоточим внимание на предистории современного баптизма и его основополагающих доктринах. Безусловно, нельзя избежать и прямого вопроса о сохранении современниками ценностей, нелегко доставшихся пионерам движения.

История баптизма является не только историей вероисповедания, очерченного рамками протестантизма, но и историей движения, всегда характеризовавшегося духом сохранения чистоты евангельского учения. - Р. Торбет «ИСТОРИЯ БАПТИЗМА».

Бесспорно движение баптизма сформировалось ранее, чем одноименное вероисповедание. Просматриваются близкие по убеждениям движения, взгляды которых легли в основу баптистского понимания. Именно это должно сдерживать и современных баптистов от идеализации самих себя и взвешенным отношениям и контактам с теологически родственными течениями.

Истоки баптистского движения лежали в неравнодушном отношении к занимаемой роли Писания в жизни христиансого общества, а также к положению церкви как внутреннему, так и внешнему. Исторический взор аналитика баптизма фокусируется на вальденсах, берущих свое название от Петра Вальдо, 12 век. К 1190 г. ими четко были выражены следующие принципы:

1. Следует подчиняться Писанию, а не папе;
2. Жертвоприношение, мессы, доктрины о чистилище и исповеди следует отвергать как небиблейские;
3. Следует отвергать индульгенции;
4. Все миряне должны пользоваться правом проповедовать;
5. Ложь должно считать нравственным грехом, принятие клятвы считать незаконным, а убийство — запрещенным;
Во взгляде на крещение младенцев они не имели единого мнения.

Нельзя миновать и движение лоллардов (14 в., яркий лидер – Д Уиклиф), выразивших свои позиции в следующем:

1. Дословное толкование Писания;
2. Отрицание, как небиблейских, монашества, движения нищенствующих орденов и доктрины пресуществления (прим. автора: преврашения хлеба и вина при молитве на хлебопреломление в тело и кровь Христа);
3. Национализация всей церковной собственности;
4. Предоставление народу возможности читать Писание на родном языке.

Далее перед нашим взором – движение гусситов, затем - моравских братьев (15 век).

Ну и, безусловно, анабаптистские истоки (швейцарские, немецкие, голландские). Ярко выделяются лидеры: Менно Симонс и Бальтазар Губмайер. Последний был бесспорно великим реформатором. Его идеи не были одобрены известными лидерами Реформации, и поэтому он до недавнего времени не упоминался в числе героев Реформации. Достойны уважения его три принципа:

1. главенство Писания;
2. религиозная свобода;
3. крещение верующих.

Беглый обзор явно указывает на особую борьбу предшественников за следующие принципы:

1. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ — ЕДИНСТВЕННАЯ НОРМА ДЛЯ ВЕРЫ И ЖИЗНИ

2. НОВОЗАВЕТНАЯ ЦЕРКОВЬ СЛАГАЕТСЯ ИЗ ВОЗРОЖДЕННЫХ ВЕРУЮЩИХ

3. СВЯЩЕНСТВО ВЕРУЮЩИХ И АВТОНОМИЯ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ

4. ПРИНЦИП РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ И ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА

Эти исторические предпосылки содействовали определению семи баптистских принципов, изложенных Я.Я.Винсом:

1. Священное Писание единственное правило и руководство во всех вопросах веры и жизни.

2. Проповедь Евангелия и свидетельство о Христе — главная задача и основное призвание Церкви.

3. Церковь Божья должна состоять исключительно из возрожденных людей.

4. Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно возрожденным людям.

5. Самостоятельность и независимость каждой отдельной поместной церкви.

6. Равноправие всех членов поместных церквей, или всеобщее священство.

7. Отделение церкви от государства.

Нередко баптизм представляют как движение, вылившееся из Реформации. Объективности ради, следует внести по крайней мере два уточнения. Первое: его корни уходять далеко за рамки времени Реформации. Второе: предшественники баптистов – анабаптисты были преследуемы со стороны лидеров Реформации, особенно это ярко выражено в поведении Цвингли, который до этого был в дружеских отношениях с ними.

Трогателен факт: практически все яркие лидеры предшественников умерли мученической смертью (сжигание на кострах, утопление в реке) – это и есть реальная цена за те взгляды, которые мы сегодня можем свободно исповедывать.

Можно принять 1609 год за дату появления баптизма как деноминации. В этом году появилось «Краткое изложение веры» Джона Смита в 20 пунктах. Через 2 года появилось «Вероисповедание веры» Хэлвиса. Движение приняло конкретные теологические очертания и определилось как деноминация. Итак, баптизм исторически состоялся!

Кстати заметим, что и исторические предпосылки, и реакция на появление европейского баптизма и славянского достаточно схожи.

Мы подошли к вопросу о сохранении ценностей в современном баптизме. Для нас ближе будет говорить об его славянской ветви. С одной стороны радует то, что вероучения баптистов начинаяются с доктрины о Священном Писании, как основы нашей веры. С другой стороны тревожит проблема его толкования. Используя Писание и сегодня можно оправдать любую ересь, в том числе «доказать», что Бога нет. Можно обосновать любое свое действие, главное – захотеть.

Конечно, различные подходы к толкованию не родились в баптизме; они древние как и само христианство. Однако, взирая на мужество и решительность наших пионеров нельзя согласиться с тем, что в наше время в этой области ничего нельзя поделать. Именно различия в толковании Писания и вносят сегодня дисгармонию как в теологических , так и в обрядово-практических вопросах. Стоит ли нам ожидать появления Уиклифа, Гребеля, Губмайера или...

Взор предшественников был устремлен на Писание. А какую роль оно сегодня играет в нашей жизни, в том числе в богослужениях? Обширные музыкальные программы не оставляют места для фундаментальной проповеди. Хочется в конце поклонения Богу уйти получив Слово, а не набор эмоциональных примеров. Ведь именно Слово Божье живо и действенно (Евр.4.12). Дайте место Слову!

Анализ вероисповедных документов предшественников, безусловно, поможет откорректировать и наши вероучения. Пример: Смит утверждал: «Мы веруем сердцем и исповедуем устами:... Что не существует первородного греха, но все грехи являются реальными и добровольными, как-то слово, дело или мысль против закона Бога; и, таком образом, младенцы не имеют греха.»

Понятие «первородный грех» - не библейское, это всего лишь умозаключение. Полагаю, именно оно и способствовало появлению детокрещения, о котором и сегодня дискутируют в христианстве. Буквальное значение слова «грех» - непопадание в цель. Теологическое определение – неповиновение Богу. То есть, это конкретное действие. В этом случае, что конкретно неугодного Богу делает ребенок своим рождением в этот мир? А если в вечность, по словам Писания, «ничто нечистое не войдет» (От.21.27), то как согласовать это с утверждением Христа: «...их (детей) есть Царство Небесное» (Мф.19.14)? Добавим, что только исповедание греха устраняет его (1Ин.1.9), а ребенок не в состоянии это сделать. Не лучше ли говорить об унаследовании греховной пририды. «Кто родиться чистым от нечистого?» (Иов 14.4)

Нельзя обойти стороной и проблемы в понимании покаяния. Мы ввели понятие «обновление покания», завтра мы будем обязаны облечь его в теологическую окраску. Ограничимся по этому вопросу лишь комментарием: упомянутое понятие – библейское (Евр.6.1-6), но имеет не тот смысл, в котором его сегодня широко используют (налицо проблема толкования Писания). Следовательно, здесь нас ожидают трудности.

Логически с этим связано и покаяние детей младшего возраста. Замечательная идея заложена в детские христианские лагеря. Но...на конец лагеря делается особое ударение – приглашается особый спикер и... каются дети. Вроде все очень хорошо. Но! Верущие дети просят у Бога прощения за то, что, к примеру, маму не слушали. Правильно ли это? Не стоит ли детей учить вначале у мамы просить прощения, а затем у Бога. И это по Писанию!

Другое. А в каком возрасте происходит осознание своей вины, понимание греховности, осмысленное покаяние? Важно помнить: ответственность за научение детей лежит не на учителе воскресной школы, а на родителях (К Ефесянам6.4). Учить, чтобы прийдя в возраст они приняли личное сознательное решение, а не путались, считая, сколько раз они каялись. Пренебрежение в этом вопросе нас поставит перед неминуемым фактом уже в обозримом будущем: вот вода, что препятствует моему сыну креститься, ведь он в детском лагере покаялся, и не один раз.

Детального обзора ожидают и другие принципы наших предшественников. Это дело расширенных юбилейных конференций. Упомянем некоторые из них.

Компромисс с принципом баптизма о независимости церкви и отделении церкви от государства привел к разделению славянского баптизма в 60-х годах прошлого столетия.

Принцип всеобщего священства верующих должен быть четко сформулирован во избежание сползания к разделению на клир и прохожан.

Еще один принцип должен быть также объективно оценен - проповедь евангелия является главной задачей христиан. Свидетельство не только «своим», «за океаном». «Будете Мне свидетелями в Иерусалиме, Иудее, Самарии и даже до края земли: (Деян.1.8). То есть, в своем городе, в своей стране, оппонентам (самарянам), и по всему миру.

Писание определяет, чему должна учить Церковь, а не Церковь определяет, чему учит Писание – эту истину отстаивали реформаторы. Огромные наслоения традиций и преданий скрыли от взора живое слово. Позвольте Писанию действовать, оно не потеряло и сегодня своей животворящей силы.

Все наши традиции и установления должны подчиняться авторитету Писания, в противном случае следует готовиться к новой реформации. Наши предшественники отстояли главенство Писания, любимым выражением одного из реформаторов было: «А что по этому поводу говорит Писание»

Открой нам, Господи, ум к уразумению Писания! Помоги черпать из него жизнь, но не вкладывать в него своего!

Насколько в баптизме существует гармоничная связь поколений?

Александр Копытюк, Пенсильвания.

Следует отметить, что в исповеданиях, представленных Смитом и Хэлвисом, совершенно не упоминается о погружении в воду при крещении; по сути, в них не указывается на какое-либо несогласие с менонитской практикой окропления. Как будет показано ниже, разногласия между группой Хэлвиса и менонитами касались других вопросов.

Организация общих баптистских церквей (т.е. тех, которые придерживались арминианского взгляда об общем, или неограниченном, искуплении) в Англии относится к 1611 или началу 1612 г., когда Томас Хэлвис и горстка его последователей возвратились в Лондон. Они вернулись в страну (из которой бежали, спасаясь от преследований несколько лет назад) с единственной целью — распространять свою веру. Таким образом, дело баптистского свидетельства было сохранено и продолжено всего лишь десятью отважными людьми. Однакб им повезло с лидером: он был из знатной семьи и получил в Лондоне юридическое образование. Община тайно встречалась в Спиталфильде, как раз за воротами Лондона. Так появилась первая баптистская церковь на английской земле, о возникновении которой мы располагаем историческими свидетельствами [20]. Эта церковь была общебаптистской, или арминианской по доктрине, и практиковала крещение окроплением.

В четырех книгах, написанных в 1611—1612 гг. (три из них увидели свет в Голландии и одна в Англии), Хэлвис изложил свои убеждения, которые в некоторых аспектах шли дальше взглядов Смита. В вопросах, по которым существовали разногласия, он не колеблясь критиковал основные религиозные группы своего времени. Кальвинистов Хэлвис обвинял за их жесткое следование доктрине предопределения. Менонитов он критиковал за то, что они уделяют слишком много внимания свободной человеческой воле, настаивая на том, что лишь Адам до своего падения располагал абсолютной свободой выбора, все же остальные люди после грехопадения зависят от Христа. Не соглашался Хэлвис с менонитским требованием апостольской преемственности для всякой истинной церкви. Кроме того, он спорил с учением менонитов о том, что христиане не должны быть членами гражданского правительства. У него вызывали недовольство те пуританские проповедники, которые, дабы избежать разрыва с Англиканской церковью по вопросу единообразия, стремились к получению неприходских должностей личных капелланов или городских проповедников, избавлявших их от необходимости совершать обряды, которые они считали небиблейскими. И, наконец, он обрушился на иерархию Англиканской и Римско-Католической церквей за их отнятие, с его точки зрения, у человека его свободы во Христе.

Хэлвис развил призыв Смита к свободе совести, изложив первое требование о свободе богослужения, напечатанное на английском языке в своей четвертой книге, называвшейся "Краткое заявление о тайне несправедливости":

1. Исповедание Джона Смита, составленное, вероятно, в 1609 г.

2. Исповедание Томаса Хелвиса, написанное в 1611 г.

3. Первое исповедание веры партикулярных баптистов, известное как Первое Лондонское исповедание, составленное в 1644 г. семью церквами для разграничения партикулярных баптистов от анабаптистов и общих баптистов.

4. Первое исповедание веры общих баптистов, опубликованное в 1651 г. тридцатью общинами в Лестершире, Линкольншире и примыкающих к ним графствах для изложения своих взглядов.

5. Сомерсетское исповедание, опубликованное в 1656 г. шестнадцатью церквами партикулярных баптистов сомерсетской ассоциации, для того чтобы продемонстрировать свое согласие с лондонскими церквами и свидетельствовать о Господе.

6. Исповедание общих баптистов, подписанное в 1660 г. представителями почти двадцати тысяч человек по всей стране, стремившихся убедить восшедшего на престол Карла II в том, что они являются законопослушными гражданами, а не анархически настроенными анабаптистами, в чем их обвиняли.

7. Второе Лондонское исповедание партикулярных баптистов, написанное в 1677 г., в первую очередь, для того, чтобы продемонстрировать согласие с Вестминстерским исповеданием пресвитериан практически по всем вопросам, кроме крещения. Оно было подписано представителями ста семи церквей Англии и Уэльса, которые собрались в Лондоне.

8. Ортодоксальный Символ веры, составленный общими баптистами в 1678 г., "...чтобы объединить и утвердить всех истинных протестантов против заблуждений и ересей Рима". В исповедании проявилась тенденция модификации арминианской доктрины в сторону кальвинизма, возможно, с целью облегчения совместного свидетельства всех баптистов при осуществлении ими антикатолической миссии [33].

Копытюк Александр